Изменения в законодательстве

26.05.2021

Скорректируют федеральные стандарты о планировании и проведении внутреннего госфинконтроля

Поправки в основном связаны с определением правил, по которым Казначейство станет контролировать использование инфраструктурных бюджетных кредитов. Речь идет о кредитах на реализацию инфраструктурных проектов. Их поручил выдавать регионам президент.

Проверки в отношении этих средств добавят в перечень типовых тем плановых контрольных мероприятий. Одно лицо по данной теме смогут проверять неоднократно и с любой периодичностью. Казначейство будет ставить такие проверки в план контроля в первую очередь.

Кроме того, ограничение по периодичности контрольных мероприятий снимут для проверок по поручению президента и правительства. В перечень типовых тем планового контроля внесут обследования в отношении того, как соблюдались условия контрактов, договоров и соглашений. Такие мероприятия проводят, если источником оплаты стали средства бюджета или средства, которые предоставили из бюджета.

Документ: Проект постановления Правительства РФ

25.05.2021

Минфин разработал проект приказа с перечнями КБК на 2022 год и плановый период

Новый документ заменит действующий Приказ N 99н.

Состав перечней немного изменили. Исключили приложения с кодами направлений расходов по четырем федеральным проектам:

- "Экспорт образования";

- "Экспорт услуг";

- "Транспортно-логистические центры";

- "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности".

Добавили коды направлений расходов для пяти федеральных проектов. Они касаются сферы туризма, атомной энергетики и железнодорожного транспорта.

Учитывайте проект при планировании бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Общественное обсуждение документа закончится 31 мая.

Документ: Проект приказа Минфина России

21.05.2021

Совет Федерации одобрил поправки о 100%-ой оплате больничных по уходу за детьми до 8 лет

С 1 сентября планируют скорректировать правила расчета пособия для случаев, когда больничный взяли для ухода за ребенком (ч. 3 ст. 6 проекта). Возраст ребенка будет иметь большое значение.

Предусмотренный сейчас порядок станут применять, только если ребенку 8 лет и больше (пп. "а" п. 3 ст. 4 проекта). В этом случае нужно смотреть на стаж застрахованного лица, срок больничного и на то, как лечат ребенка - амбулаторно или в стационаре.

А вот уход за ребенком до 8 лет оплатят полностью, т.е. сотрудник получит 100% среднего заработка. В этом случае не имеет значения ни стаж, ни вариант лечения, ни его длительность. Вместе с тем Минтруд разъяснил: размер пособия не должен превышать максимальное значение.

Напомним, о необходимости оплачивать больничный по уходу за ребенком полностью вне зависимости от стажа заявил Президент в послании Федеральному Собранию.

Документы: Проект Федерального закона N 1114362-7

21.05.2021

Проекты о допгарантиях для новых категорий работников приняты в первом чтении

Предложено предоставить больше трудовых гарантий тем, кто ухаживает за инвалидами и воспитывает детей.

Например, хотят закрепить, что привлечь родителей с 3 и более детьми до 14 лет к ночной и сверхурочной работе можно только с согласия сотрудников и в отсутствие у них медицинских противопоказаний. Эти критерии понадобится учитывать и при направлении многодетных в командировки.

Тем, кто ухаживает за инвалидами I группы, планируют дать возможность ежегодно брать допотпуск за свой счет до 14 дней. Такое условие потребуется отразить в колдоговоре.

Документы: Проект Федерального закона N 1098757-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1098757-7)

Проект Федерального закона N 1098759-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1098759-7)

21.05.2021

Минтруд предложил порядок возмещения расходов на оплату допвыходных для ухода за детьми-инвалидами

Так, по сравнению с действующим порядком планируют добавить:

- сроки для отказа в возмещении расходов. Фонд должен вынести мотивированное решение об отказе в течение 10 календарных дней со дня получения заявления о возмещении. Затем в течение 5 рабочих дней передать его организации лично, заказным письмом или через ТКС;

- основания для отказа. В возмещении откажут, если расходы произвели с нарушением законодательства, не подтвердили документами или документы оформили неверно.

Сейчас проект на общественном обсуждении. Планируют, что новые правила заработают с 2022 года.

Отметим, документ разработали, так как со следующего года вступает в силу новая редакция нормы о финансовом обеспечении расходов на оплату допвыходных. В ней укажут, что расходы возмещают страхователю в порядке, утвержденном правительством РФ.

Документы: Проект постановления Правительства РФ

21.05.2021

Появились временные форматы книг покупок и продаж

ФНС направила временные форматы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж и дополнительных листов к ним. Такие форматы нужны для новых форм документов для расчетов НДС, которые используют с 1 июля. Напомним, формы скорректировали из-за того, что система прослеживаемости товаров перестает быть экспериментом.

Временные форматы применяют до опубликования официальных.

Документ: Письмо ФНС России от 05.05.2021 N ЕА-4-15/6251@

19.05.2021

Изменили форму типового соглашения о субсидии на госзадание для федеральных учреждений

В соглашении теперь можно предусмотреть дополнительную возможность для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Они смогут привлекать юрлиц и ИП к выполнению части объема госуслуг или работ.

По чьей инициативе дополнительное право можно отразить в соглашении, не уточняется. Полагаем, это нужно решить по согласованию с учредителем.

О привлечении иных лиц учреждения должны сообщать через спецформу в ГИИС "Электронный бюджет".

Кроме того, в связи с введением казначейских счетов внесли технические поправки в состав платежных реквизитов типовой формы соглашения.

Приказ об изменениях вступит в силу 24 мая.

Документ: Приказ Минфина России от 09.04.2021 N 57н

19.05.2021

Минфин пояснил особенности учета учреждением банковских гарантий и начисления неустоек по контрактам

Полученную банковскую гарантию отражайте на забалансовом счете 10, только когда возникнет обязательство, которое она обеспечивает. Полагаем, чаще всего это дата заключения контракта.

Списывайте гарантию с забалансового счета в тот момент, когда контрагент исполнил обеспеченное обязательство. Если он его не исполнил, списание отражайте при поступлении средств по гарантии. Такой порядок предусматривает Инструкция N 157н. В начале года мы рассказывали об аналогичном подходе судов.

Ведомство также напомнило: если контрагент не вовремя исполнил обязательства, учреждение начисляет и штраф за нарушение контракта, и пени за каждый день просрочки. Такие разъяснения чиновники уже давали.

Если после исполнения контрагентом обязательства учреждению нужно время для приемки товара, результатов работы или услуги, оно не включается в период просрочки. Иное условие можно установить в контракте.

Документ: Письмо Минфина России от 13.04.2021 N 02-07-10/27529

18.05.2021

Минфин утвердил приказ о новых электронных формах первички и регистров бухучета для учреждений

Ведомство разместило подписанный приказ на своем сайте. Полагаем, документ уже направили на регистрацию в Минюст.

Отличий от проекта нормативного акта немного. Например, скорректировали наименования некоторых форм, их предназначение или номер.

Учреждения должны будут применять 12 новых форм электронной первички:

- 0510431 - ведомость группового начисления доходов;

- 0510433 - акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств;

- 0510434 - акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование;

- 0510436 - акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам;

- 0510437 - решение о списании задолженности, не востребованной кредиторами, со счета __;

- 0510439 - решение о проведении инвентаризации;

- 0510440 - решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов;

- 0510442 - решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы;

- 0510445 - решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам;

- 0510446 - решение о восстановлении кредиторской задолженности;

- 0510836 - акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств;

- 0510838 - ведомость выпадающих доходов.

Для администраторов доходов бюджета также предусмотрят ведомость начисления доходов бюджета (ф. 0510837).

Приказ устанавливает две формы электронных регистров: журнал операций по забалансовому счету (ф. 0509213) и ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (ф. 0509095).

Все органы и учреждения обязаны применять новые формы с 1 января 2023 года. Можно перейти на них и раньше, закрепив такое решение в учетной политике.

Исключение предусмотрели для федеральных органов и казенных учреждений, которые по решению правительства передали ведение бюджетного учета Казначейству. Они должны применять новые документы с 1 января 2022 года.

Учтите, что в ходе регистрации текст приказа могут изменить.

Документ: Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н (https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=133377-prikaz_minfina_rossii_ot_15.04.2021__61_ob_utverzhdenii_unifitsirovannykh_form_elektronnykh_dokumentov_bukhgalterskogo_ucheta_primenyaemykh_pri_vedenii_byudzhetnogo_ucheta_bu)

18.05.2021

Правительство РФ одобрило законопроект о переводе бумажных документов в электронные

Минэкономразвития разработало проект, который устанавливает порядок перевода бумажных документов в электронные и предусматривает правила долгосрочного хранения последних. Юридическая значимость документов сохранится. Планируют решить вопрос и с электронными документами, по которым истек срок действия электронной подписи.

Законопроект внесли в Госдуму 17 мая. Если его примут, компании смогут существенно сэкономить на хранении документов.

Документы: Информация с сайта Правительства РФ от 13.05.2021 (http://government.ru/news/42167/)

Информация Минэкономразвития России от 13.05.2021 (https://economy.gov.ru/material/news/biznes_sekonomit_milliardy_rubley_blagodarya_perehodu_na_elektronnyy_dokumentooborot.html)

Проект Федерального закона N 1173189-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1173189-7)

13.05.2021

Правительство сократило сроки оплаты по госконтрактам для некоторых заказчиков

С 14 мая при заключении контрактов в 2021 году федеральные заказчики должны предусмотреть в них предельный срок оплаты - 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Новшества не применяются, например, в контрактах для нужд обороны и безопасности государства при ряде условий.

В контрактах, которые должны исполняться в декабре 2021 года и (или) декабре следующих финансовых годов, надо указывать специальный срок оплаты:

- не позднее чем за 1 рабочий день до окончания текущего финансового года в пределах ЛБО на такой год либо в пределах ЛБО очередного финансового года, если исполнение выпало с 1-го по 20-е число включительно;

- в очередном финансовом году в пределах ЛБО на следующий финансовый год, если исполнение предстоит с 21-го по 31-е число включительно.

Правила для "декабрьских" контрактов не применяются, в частности, в ряде закупок у едпоставщика.

Требования к срокам оплаты надо учитывать также и в других случаях, например в контрактах для региональных и муниципальных нужд, если обязательства по ним софинансировались из федерального или регионального бюджета.

Документ: Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 N 667

12.05.2021

Минфин дополнил разъяснения о том, как выбирать КВР при каждой из систем теплоснабжения

В феврале ведомство выпустило системные разъяснения о применении нового КВР 247. Теперь оно их дополнило. В новом письме чиновники более детально рассказали, как в счетах теплоснабжающей организации отличить расходы на горячую воду. Вопрос актуален по той причине, что подобные затраты надо относить на КВР 244.

При открытых системах теплоснабжения горячую воду отбирают из тепловой сети. В счетах поставщика в этом случае отдельными строками указывают:

- теплоэнергию на нагрев воды для отопления - в гигакалориях, с пометкой "отопление", "тепловая энергия" и т.п.;

- теплоэнергию на нагрев воды для горячего водоснабжения - в гигакалориях, с пометкой "горячая вода", "горячее водоснабжение" и т.п.;

- воду, отобранную учреждением из системы отопления, - в кубометрах, с пометкой "горячая вода", "горячее водоснабжение" и т.п.

КВР 247 применяйте только по первому виду затрат. К этому коду относите и нормативные затраты на потери теплоэнергии и теплоносителя. О сходных разъяснениях ведомства мы сообщали совсем недавно.

При закрытой системе теплоснабжения воду из сети не отбирают. Хотя в зависимости от схемы водоснабжения систему отопления могут использовать для подогрева холодной воды в теплообменниках. Оплату по таким договорам отражайте по КВР 247.

Если заключили отдельный договор на горячее водоснабжение, оплачивайте его по КВР 244.

Документ: Письмо Минфина России от 26.04.2021 N 02-05-10/31757 (https:///minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=133229-pismo_minfina_rossii_ot_26.04.2021__02-05-1031757_o_primenenii_vidov_raskhodov_244_i_247_pri_otrazhenii_raskhodov_na_otoplenie_i_goryachyee_vodosnabzhenie)

12.05.2021

Опубликовали приказ с изменениями рекомендуемой формы плана ФХД учреждений

Корректировки внесли в форму плана, которая приведена в Требованиях N 186н. Новшества вступают в силу 10 мая.

В разд. 1 добавили строку для отражения показателей по КВР 247. Наименование показателя по КВР 241 указали в соответствии с порядком формирования КБК.

Напомним, поправки к Приказу N 85н действуют в отношении этих КВР начиная с планирования показателей на 2021 год. Поэтому учредители, скорее всего, уже учли изменения в своих порядках составления планов ФХД.

В рекомендуемой форме предусмотрели и другую корректировку: ввели строку для отражения показателей по КВР 246. Однако действующий порядок формирования КБК не предусматривает применение этого кода бюджетными и автономными учреждениями. К тому же в рекомендуемой форме плана ФХД для федеральных учреждений вместо данного кода указали КВР 245. Полагаем, учредителям в этом отношении пока стоит следовать рекомендуемой форме плана для федеральных учреждений.

Предусмотрели и одно техническое уточнение: убрали соответствие между стр. 26000 разд. 2 и стр. 2600 разд. 1.

Документ: Приказ Минфина России от 02.04.2021 N 53н

12.05.2021

Бухотчетность за 2020 год опубликовали в информресурсе

ФНС сообщает: актуальную бухотчетность за прошлый год разместили в государственном информационном ресурсе. Там есть данные 2,3 млн компаний.

Информацию можно получить бесплатно, если это отчетность по отдельной компании. За массив данных нужно заплатить. Отчетность можно скачать с электронной подписью ФНС.

Напомним, ресурс бухотчетности запустили в прошлом году.

Документы: Информация ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10851380/)

Как получить сведения из информресурса бухотчетности